?

Log in

No account? Create an account

SK16RUS представляет

Немного обо всем

Previous Entry Share Next Entry
75 лет назад - 18 июля 1942 года
sk16rus

18 июля с утра стояла сплошная низкая облачность, и боевые действия до 11:20 не велись, но с улучшением погоды немцы начали воздушные атаки по Мурманску. Сначала в 14:44 появилась группа 7 Ю-88 в сопровождении 7 Ме-109. В 14:15 на прикрытие флотских аэродромов вылетели 6 "Киттихауков" 2-го ГКАП и 7 ЛаГГ-3 255-го ИАП. "Юнкерсы" подошли к Мурманску с запада на высоте 5000 метров. "Киттихауки" 2-го ГКАП также находились на высоте 5000 метров. Их пилоты первыми обнаружили противника и всей группой пошли в лобовую атаку по бомбардировщикам. Старший сержант Климов с дистанции 500 метров открыл огонь по кабине пилота ведущего Ю-88, выпустив две пулеметные очереди. Бомбардировщик перевернулся и упал, летчик увидел "брюхо" вражеского самолета. Наблюдатели ПВО доложили, что Ю-88 сбит зенитной артиллерией и упал в залив. Скорее всего, летчик "Юнкерса" был убит в воздухе. Остальные "Юнкерсы", выходя из-под удара, спикировали до высоты 2000 метров. Бомбы были сброшены неприцельно, большинство из них упало в залив, часть бомб попала в поселок Роста. "Киттихауки", выполнив переворот, устремились за бомбардировщиками. Четверка Ю-88 направилась на северо-запад в сторону Полярного, вторая группа пошла строго на запад. Капитан Орлов с хвоста с дистанции 200-50 метров поджег левый мотор одного "Юнкерса", самолет упал в районе Ура-губы. Лейтенант Поляков поджег правый мотор одного "Юнкерса" и сопровождал его до момента падения в районе озера Ретинское. С наземного наблюдательного пункта хорошо видели, как дымящегося "Юнкерса" добили истребители Р-40 2-го ГКАП. Когда "Юнкерсы" вышли из пикирования на высоте 2000 метров, в районе Ваенги их также атаковали три ЛаГГ-3 255-го ИАП. Командир звена старшина Чиликов открыл огонь из пушки и пулеметов, вражеский самолет загорелся и упал в районе Полярное, очевидно, это был "Юнкерс", сбитый совместно с "Киттихауками". Флотские истребители преследовали Ю-88 и за Полярным. Вторая тройка ЛаГГ-3 во главе с командиром звена старшим сержантом Филипповым подожгла еще одного бомбардировщика атаками сверху в хвост, но вскоре и сам Филиппов был атакован сверху истребителем противника Ме-109. ЛаГГ-3 Филиппова загорелся и летчик выпрыгнул с парашютом. После этого оставшаяся пара Ю-88, преследуемая "Лаггами", ушла со снижением в море, скрывшись в облаках. Еще одна пара флотских истребителей Як-1 находились в районе Ваенги. Капитан Крылов и сержант Флеганов заметили ниже себя три Ю-88, тех же, которых атаковали Р-40 и ЛаГГ-3. Один Ю-88 горящим упал на землю. Пара Як-1 пошла с пикирования за "Юнкерсами", но при подходе были атакованы тремя Ме-109Ф, с которыми вынуждены были завязать воздушный бой. После двух атак по "Мессершмиттам" последние вышли из боя и ушли на запад.
Таким образом, в этом воздушном бою флотские истребители одержали победу, так как был отражен мощный налет вражеских бомбардировщиков и противнику нанесен ощутимый урон. По советским данным летчиками 2-го ГКАП были сбиты 4 Ю-88 и 1 Ме-109, еще два сбитых Ю-88 были засчитаны летчикам 255-го ИАП: капитан Орлов – 1 Ю-88, лейтенант Поляков , 1 Ю-88, старший сержант Климов , 1 Ю-88, старший сержант Бокий , 1 Ю-88, сержант Голодников – 1 Ме-109, старшина Чиликов – 1 Ю-88, старший сержант Филиппов – 1 Ю-88. Немецким истребителям 5-й эскадры на этот раз явно не удалось обеспечить должной защиты своим бомбардировщикам. Преследование "Юнкерсов" велось на расстояние более 20 километров, и только в районе Полярное "Мессершмиттам" удалось связать боем наших истребителей, хотя по сведениям Эрика Момбека, в этом налете участвовали все подразделения 5-й истребительной эскадры, базировавшиеся на аэродроме Луостари, кроме 8-го отряда, оставленного для охраны своих объектов. С нашей стороны в воздушном бою приняли участие 14 истребителей ВВС СФ: 6 Р-40, 6 ЛаГГ-3 и 2 Як-1. По немецким данным в этом воздушном бою были сбиты два Ju-88А-4 №2106 и №142090 испытательного отряда Erpr.St/KG30, при этом погибли оба экипажа лейтенанта Ланге и оберфельдфебеля Шварца.

Текст предоставлен А.Мардановым


А вот как этот бой описывал мой дед Филиппов Сергей в письме своей жене Валентине:

"Родная Валюка!
Дня четыре назад я перевел тебе 1300 руб. Обещал тогда, что завтра напишу, но все так и оставалось завтра. За это время событий-то никаких не произошло, но я совсем не отчитался за прошлые. 20 июля я тебе немного написал о работе 18 июля, вот сейчас хочу добавить. Дело в том, что в тот день и мне крепко досталось. Письмо ты наверное получила, так что о чем речь идет понятно.
Дело было так: - мы втроем били четверых "Юнкерсов", с одним я разделался быстро и принялся за второго. Товарищи мои тоже были заняты своим делом. На этом "Мессера" нас и подсидели. Набросились на меня сзади. Я и не видел как, - уж больно "Юнкерс"-то был хорош, только и бить, тут не до хвоста. А они стервецы с первой очереди мне мотор и подбили.
Развернулся я, а их трое, так-бы и ничего, да мотор сдыхает, пришлось туго.
Удалось им еще пару очередей угодить в меня.
Тут меня уж и припекать начало. Пришлось распрощаться со своим «Лажком», и вспомнить молодые годы.
Так они, стервецы и после не отвязались, и на парашюте по мне начали бить.
Но долго им не пришлось, подошли друзья и им пришлось удирать.
А у меня на этом еще не кончилось. Самое плохое было еще впереди.
Несло меня прямо в озеро, а я по дурости своей превеликой и "капку" не одел. (Это такая штука, с чем можно долго плавать – жилет спасательный) Пришлось в воздухе сбрасывать с себя все что возможно, включая и сапоги. Но я был в реглане, а его под парашютом не снимешь, только снял ремень и расстегнулся. В воду попал от берега метрах в 150-и. Озеро очень глубокое - больше 50-и метров. Был очень сильный ветер и как раз от ближайшего берега, волна, реглан и в воде снять не смог.
Вот тут-то я и вспомнил когда меня мама родила. Обидно было погибать так глупо. Главное я не сообразил плыть куда либо с боковиком, а старался поближе, а против волны, меня с головой и захлестывало, и получалось ни с места. Но потом дошло, поплыл с боковичком и вот как видишь, преспокойно пишу тебе. В воде проболтался минут сорок. Вылез совсем самостоятельно. Потом меня уже нашли бойцы. Часа два провалялся на берегу, потом километров 20 прошел пешком, а уж домой привезли на катере и в тот-же день, правда ночью, но здесь все равно. В общем отделался благополучно, немного подпалил бороду, нос и прожгло штаны. Но все жизненные центры целы и борода совсем прошла. Уже три дня как побрился, всего неделю пришлось ходить небритым. Одним словом рожа в порядке. С вокзала записку писать не придется, как в рассказе "Жена".
Вот и все мои происшествия.
В строю я был уже на третий день и сейчас действую во всю. Только ты Валюка, не пугайся таких вещей, без этого-то нельзя. Что-же это будет за война. Всем привет. Крепко целую тебя и дочурок.
Твой Сергушка. 30.VII.42"



  • 1
Спасибо, Сергей! Очень интересно, как раз сейчас читаю про действия 46-го ШАП в январе-мае 1944 года.

Это - частичка истории моей Страны и моей Семьи...

Внесу правочку, нашей Страны

Совершенно верно!
Но в контексте этого поста - моей )))

Хоть СССР я не застал, но всё равно, моя страна, и его история, как и история Российской Империи, Московского Княжества и далее

Тоже согласен!
Но если бы я написал - "нашей страны", а пост/комментарий прочитал бы иностранец, то это было бы нелогично...

Да, это понятно.
Спасибо Вам за форум, иногда захожу, интересно почитать

Слава героям Заполярья!

И вечная память!

  • 1